Довольны ли российские студенты качеством полученного образования?
Всероссийский интернет-опрос российских студентов-выпускников, проведенный порталом для молодых специалистов CAREER.RU, показал, что 44% недовольны качеством полученного образования.

Всероссийский интернет-опрос российских студентов-выпускников, проведенный порталом для молодых специалистов CAREER.RU, показал, что 44% недовольны качеством полученного образования.
Больше всего недовольны образованием студенты региональных вузов (49%). Студенты Москвы и Санкт-Петербурга не могут определиться с оценкой качества полученного образования (каждый пятый затрудняется ответить, а количество довольных и недовольных примерно равное). Тем не менее, московские студенты в целом оценивают качество своего образования ниже петербуржцев.
3,3 балла по пятибалльной шкале ставят студенты-выпускники качеству своего образования. Максимальную оценку в 4,1 балла дают образованию студенты, довольные его качеством, а неудовлетворительные 2,5 балла ставят образованию студенты, недовольные своим обучением.
Среди главных претензий выпускников к качеству образования — плохо составленная программа (79%), плохое материально-техническое состояние (47%) и низкий уровень квалификации преподавателей (44%). 23% жалуются на угнетающую атмосферу.
Большинство студентов считают, что низкое (по их мнению) качество образования в вузе значительно снижает перспективы трудоустройства.
Опрос проведен порталом для молодых специалистов Career.ru 16-29 мая 2011 года среди 3000 российских студентов.
Вы довольны качеством полученного образования?
Москва и область, % | Санкт-Петербург и область, % | Другие регионы, % | В среднем, % | |
---|---|---|---|---|
Да | 39 | 40 | 42 | 40 |
Нет | 43 | 41 | 49 | 44 |
Затрудняюсь ответить | 18 | 19 | 10 | 16 |
Оцените по пятибалльной шкале качество полученного образования (1-самый низкий балл)
Ответ | Балл |
---|---|
Все респонденты | 3,3 |
Довольные обучением | 4,1 |
Недовольные | 2,5 |
Чем полученное образование вас не устраивает?
Ответ | % |
---|---|
Плохо составленная программа | 79 |
Низкий уровень квалификации преподавателей | 44 |
Материально-техническое оснащение вуза | 47 |
Угнетающая атмосфера в вузе | 23 |
Другое (отсутствие практики, слишком ограниченная программа, нет заинтересованности в качественном обучении у преподавателей) | 24 |
Какой предмет в вузе вам преподавали хуже всего?
- иностранные языки;
- статистика;
- экономика;
- психология;
- история;
- программирование;
- менеджмент;
- теория автоматического управления, планирование и обработка результатов измерений;
- дискретная математика;
- бухгалтерский учет, налоги;
- история;
- философия;
- психоанализ;
- регионоведение;
- дифференциальная геометрия;
- концепция современного естествознания;
- управление персоналом;
- «Пожалуй, все предметы, кроме английского языка, нам преподают на очень низком уровне, программа идет обзорная, 15% выкладывается преподавателем и 85% мы должны изучать самостоятельно, находясь на дневном отделении, а не на заочном!»
Предпринимали ли вы что-либо, чтобы изменить ситуацию?
Ответ | % |
---|---|
Да | 28 |
Нет | 72 |
Что именно вы предпринимали, чтобы изменить ситуацию?
- Учил преподавателей.
- Изучала предметы сама. Иные действия не помогли исправить ситуацию.
- Обращались в деканат с просьбой сменить преподавателей, предлагали преподавателям использовать более новые учебники. К сожалению, в деканате навстречу не пошли.
- Обращалась на кафедру с просьбой усовершенствовать программу, занималась самостоятельно.
- Меняли преподавателей.
- Самостоятельное изучение предмета. Сбор подписей за отмену сокращенных программ и часов — не помогло.
- Просили менять преподавателей. Пробовали бойкотировать занятия.
- Неоднократные коллективные жалобы в деканат на неадекватных пенсионеров-преподавателей в стадии старческого маразма.
- Пытался донести до преподавателей, что в реальной жизни дела обстоят несколько иначе, за что и был отчислен в результате.
- Стажировки.
- Пытались разговаривать с зав. кафедрой.
- Пытались объяснить преподавателям, в чем их ошибки.
- Пытались поговорить с педагогом, чтобы он немного изменил свой метод преподавания для лучшего усвоения материала. Не помогло.
- По требованию всей группы уволили несколько преподавателей, правда, вместо них наняли еще менее квалифицированных.
- Только самообразование, против системы ничего поделать практически невозможно.
- Разговаривала с заведующим кафедрой о возможностях прохождения практики для студентов.
- Пыталась изменить сложившуюся систему проведения семинарских занятий.
- Читала интересующие меня материалы в Интернете.
Почему вы ничего не предпринимали, чтобы изменить ситуацию?
- Чтобы не найти себе проблем на голову от администрации.
- Для изменения программы обучения нужно было полностью менять руководство факультета.
- Преподаватель близко дружил с зав. кафедрой. Не хотелось портить отношения.
- А что может сделать студент? Переписать программу? Заменить преподавательский состав? Закупить на весь вуз учебники?
- Не хотел проблем в сессию!
- Нет рычагов, чтобы что-то изменить.
- Потому что бесполезно, студентов в государственном вузе никто не слушает.
- Причиной плохой подготовки является неизменяемость программы обучения, которую просто необходимо перекраивать. Проблема должна решаться на уровне ректора университета.
- Потому что идти против системы бесполезно. Тем не менее, не так давно в нашем вузе была введена система оценки качества преподавания, каждый студент может оставить анонимный отзыв о преподавателе, если считает, что его методы не соответствуют статусу университета.
- Потому что уже многие студенты пытались что-либо изменить. В зависимости от ситуации происходили изменения на период от недели до года, потом все становилось только хуже.
- Бюрократия, все подписано, и от плана – ни ногой.
- Потому что у немолодых преподавателей за многие годы сформировались методы их преподавания и программы, и менять их они не намерены.
- Преподаватель просто собрал зачетки и поставил всем оценки, менять что-либо уже не было смысла.
Как вы считаете, неудовлетворительная подготовка в вузе скажется (сказалась) на ваших перспективах трудоустройства?
Ответ | Неработающие студенты, % | Работающие студенты, % |
---|---|---|
Да, это снижает (снизило) мои шансы найти работу | 65 | 59 |
Нет | 13 | 24 |
Да, это послужило тому, что я тщательно изучал предметы самостоятельно и найду (нашел) работу гораздо быстрее | 22 | 17 |