Влад Шипилов, организатор образовательного проекта SkillSurfer
Несмотря на юные годы, Владислав Шипилов много лет работает бизнес-тренером. Он является организатором образовательного проекта SkillSurfer, а также руководит цехом бизнес-тренеров в Клубе бизнес-тренеров. У него за плечами опыт работы руководителем тренинг-центра по подготовке кадрового резерва для российского бизнеса. Влад Шипилов относится к своей работе с искренним увлечением, с энтузиазмом рассказывает о том, чего он добился и о своих дальнейших планах.


— Влад, расскажите о начале своей карьеры.
— Еще на первом курсе я решил заняться предпринимательством. Зарегистрировал свое ИП и стал рисовать логотипы, делать визитки и разрабатывать сайты. Этот проект оказался неудачным. Во-первых, я получал небольшую прибыль, во-вторых, быстро осознал, что дизайн — не совсем моя область. К сожалению, тогда я не знал о существовании бизнес-инкубаторов в крупных вузах, поэтому все приходилось придумывать самостоятельно. Чтобы занять себя чем-то полезным и интересным, я стал заниматься социальным проектированием и посещать различные мастер-классы и тренинги, которые проводились в Москве. И чем больше я туда ходил, тем сильнее мне нравилось то, что делают тренеры. Захотелось делать то же самое.
— Как и когда вы начали проводить тренинги?
— С 2008 года я участвую в студенческом проекте Правительства Москвы «Гражданская смена», который занимается обучением молодежного кадрового резерва. Там подготавливают будущих государственных служащих (хотя и предпринимателей из проекта выходит немало), проводятся занятия для студентов по повышению уровня личной эффективности и бизнес-тренинги. Теперь я и сам веду там некоторые программы, в том числе и подготовку тренеров.
В 2011 году я решил создать собственный тренинговый центр. Хорошей базой для него оказалось Молодежное движение Ассоциации менеджеров, в которой тогда не было постоянной образовательной программы. В настоящее время инициированную мною программу SBA (Students of Business Administration) точно прошло уже более тысячи человек. И теперь мне есть из кого набирать команду. Я работаю с одним из лучших российских бизнес-тренеров — Михаилом Молокановым. В мае этого года мы открыли первую в России школу «Цех бизнес-тренеров», которая не только развивает тренерские навыки, но и дает возможность практиковаться у нас же в SkillSurfer и самом цехе, а также предоставляет всем участникам личного наставника. Мы уже выпустили первую группу. Из десяти человек нашего первого потока восемь сейчас уже сами ведут тренинги. На днях мы открываем вторую группу.

— Пересекается ли ваша работа с полученным образованием?
— Не могу сказать, что моя учеба была чрезмерно активной и конструктивной. Я закончил Московский государственный технический университет гражданской авиации. Еще во время учебы понял, что гражданская авиация — это совсем не мое. Пары, если честно, посещал выборочно. Все предметы, которые можно было быстро выучить самому, пропускал. Были моменты, когда я даже хотел уйти из вуза. Но, к счастью, нашлись преподаватели, которые меня мотивировали своим опытом и настроем. Я с особым уважением отношусь к тем педагогам, которые пришли из бизнеса, ориентируются в рынке. Мечтаю, что когда-нибудь такие специальности как маркетинг или менеджмент будут вести только преподаватели-практики. Специальность у меня «Менеджмент и управление авиапредприятиями». Но я считаю себя специалистом в области Training&Development, потому что уже 3 года потратил на изучение этой темы. Сейчас я поступаю в аспирантуру точно по профилю, в НИИ развития профессионального образования.
— Расскажите подробнее о проекте SkillSurfer. Какие функции вы в нем выполняете?
— Изначально этот проект назывался Training in the city, он информировал молодежь о лучших образовательных мероприятиях, которые проводятся в Москве. Идея создать такой проект возникла из-за того, что сейчас появилось много тренингов, которые проводятся совершенно непрофессионально и портят впечатление о продукте. Качество не соответствует цене, и обучение бизнес-программам превращается в «МММ», сетевой маркетинг, массовые продажи. Изначально я отправлял людей на подобные семинары и занятия, чтобы оценить компетентность тренеров, способность их вовлечь аудиторию. Постепенно я пришел к необходимости разработать собственный бренд SkillSurfer — обозреватель по навыкам в Интернете. Сделали сайт и стали активно работать в соцсетях. У нас очень быстро набралось почти 10 000 читателей, и на сегодняшний день мы имеем около 4 000 постоянных подписчиков. И я подумал, что деньги надо зарабатывать не только на рекламе, поэтому мы стали планировать 3-х дневные обучающие мероприятия.
Подключив партнеров, за первые месяцы мы провели несколько интенсивов в общей сложности для 700 человек, спикерами приглашали крупных российских предпринимателей и государственных служащих, а также известных специалистов в своей области. Стало понятно, что SkillSurfer из информационного превратился в образовательный проект. Сейчас есть идеи, как на его базе создать крупнейший образовательный холдинг — не только для молодежи, но и для специалистов с опытом работы. На Западе существует много интерактивных форматов, намного более эффективных, чем тренинг, но они у нас мало распространены. Планирую внедрять их, и сам в основном сейчас работаю с крупными корпоративными заказчиками.
SkillSurfer сотрудничает с очень крупными компаниями: занятия у нас проводили спикеры из Procter&Gamble, финансовой корпорации «Открытие», Google, из Государственной Думы, а также один из самых молодых миллиардеров России Сергей Полонский. Все, кого я приглашаю, дают удивительно конкретные мастер-классы, отличную и актуальную информацию.
— Как вы набираете команду?
— Когда я приглашаю человека, я всегда задаю вопрос о неудачах. Я не доверяю людям, которые никогда не ошибаются. Тот, кто способен рассказать о том, что у него не получилось, умеет извлекать опыт. На этот опыт я и ориентируюсь. У меня в команде есть люди, которые отлично разбираются в том, что я вообще не понимаю. Всего со мной работают 12 тренеров и 10 организаторов.

— Сложно ли руководить таким молодым коллективом?
— Я против тотального контроля, поэтому не трачу много времени на управление. Чтобы развить кого-то, нужно давать возможность делать. На стадии подготовки мероприятия я мотивирую, немного контролирую, а если у человека не получается, то поддерживаю его, чтобы мероприятие состоялось в любом случае. После того, как мероприятие пройдет, мы садимся и разбираем ошибки, думаем, как их избежать. И в следующий раз человек делает уже лучше.
— У вас значительное количество разных проектов помимо SkillSurfer: Цех бизнес-тренеров, «Гражданская смена», разнообразные мероприятия. Как получается ничего не упускать?
— В основном, все держу в голове. Я помню всех людей, с которыми на данный момент работаю, и знаю, кто в каком мероприятии задействован. В принципе, достаточно раз в неделю звонить каждому с вопросом: «Все нормально?». Если я вижу, что человек не справляется, прошу подключиться еще кого-то, с опытом в этой области. Наверное, в том, что я так организовал работу, виновата лень, но я не отношусь к людям, которые считают, что для успеха надо пахать 24 часа в сутки. Нужно уметь работать головой, делегировать и не бояться, что что-то не получится — всегда можно попробовать в следующий раз.
— Согласились бы вы поменять сферу деятельности ради карьерного роста?
— Мне очень нравится обстановка в молодежных организациях, потому что здесь все хотят отдавать себя делу. Очень не хотелось бы оказаться на такой работе, где расписан план на месяц, и поэтому можно, сделав работу за сутки, просиживать время и ничего не делать неделю. Я очень быстро ушел из такой компании и вплотную занялся образовательными программами. Мое направление на ближайшие годы — это T&D-менеджмент.
Мы набираем участников, например на бесплатные мероприятия, и в таких группах наши тренеры оттачивают навыки. Это интерактивный формат, который дает очень хорошую отдачу. Весь процесс снимается на видео. Программа получается действительно развивающая — люди учатся говорить на публике, четко задавать свои вопросы, грамотно и конструктивно излагать свои мысли.
— Какой из проектов вы считаете самым удачным?
— Я могу ответить «себя»? Еще несколько лет назад я установил в соцсетях статус, перефразировав высказывание Лоренса Питера про демократию, и не меняю его: «Я лучше буду спотыкаться на каждом шагу по дороге к правильному решению, вместо того чтобы прямо и без запинок идти в тупик». Я делал очень много ошибок, например, когда открыл свое дизайнерское агентство, и стараюсь из каждой своей ошибки делать полезные выводы. Я научился отвечать за свои слова, постоянно работаю над собой, и это помогает мне работать с другими людьми. Не всегда все получается, но главное не останавливаться.
— Случались ли у вас серьезные неприятности и как вы с ними справлялись?
— Да, у меня, как у всех, случаются неудачи. Например, когда я работал в проекте по трудоустройству молодежи, разорился инвестор. Уже были заказаны некоторые услуги, дизайн, и нужно было их оплачивать. Разумеется, это вызвало уйму проблем. Меня эта ситуация сильно выбила из колеи, посещали мысли, что я вовсе не хочу заниматься бизнесом. Но серьезные неудачи очень хорошо учат.

— Как влияет такая работа на вас лично?
— У меня очень эмоциональный, «взрывной» характер, который изменить, наверное, невозможно. Но моя деятельность, в особенности программы, которые я посещал и организовывал сам, научили самоконтролю, поступать именно так, как я считаю правильным. Рад, что научился выступать на публике, потому что одних хороших мозгов часто недостаточно, чтобы тебя заметили. Я согласен с фразой Наполеона: «Если ты не умеешь говорить, карьеру не построишь».
У меня поменялось отношение к людям. Изначально я концентрировался на развитии себя и своих проектов. Но после того как я прошел «Тренинг для тренеров», стал работать в значительной мере для других людей. Я научился соблюдать баланс — если акцентируешь внимание исключительно на процессе, то можно обнаружить у себя в кошельке полный ноль. Сейчас я уравнял для себя эти позиции: я не готов делать работу только бесплатно, но и не хочу работать только за деньги.
— Поделитесь своими планами на ближайшее будущее.
— Сейчас я веду переговоры о сотрудничестве с крупной международной консалтинговой компанией. Я не буду занят полностью, но приобрету огромный опыт работы с «взрослым» корпоративным бизнесом. Мне интересно работать с настоящими профессионалами. Когда в мои программы приходят люди с 15-летним стажем, я стараюсь у них научиться или узнать что-то новое.
Кроме этого, я пишу книгу о тренингах, надеюсь осенью ее издать. На рынке сейчас очень много американских разработок в области T&D, а качественных отечественных книг для руководителей в этой области совсем мало.
— Что вы можете пожелать молодым специалистам?
Во-первых: никогда нельзя останавливаться в развитии. То, что ты окончил университет, устроился на работу и стал очень эффективным, вовсе не значит, что таким же ты будешь и через год. Поэтому, как бы это банально ни звучало, нужно двигаться вперед. Постоянно, не застревая на одном этапе. Всегда нужно вовремя заметить, что ты только планируешь сделать что-то и постоянно откладываешь. Я, например, уже полтора года говорю, что хочу съездить в Канаду поучаствовать в программе. Плохо, что до сих пор не осуществил это — каждый раз возникают новые предложения или проекты. Но сделаю это обязательно.
Во-вторых: в Интернете есть много мотивирующих цитат, которые нацеливают на успешность. Но нужно понимать, что иногда успеха приходится долго ждать: может не получаться много раз подряд, но в конце концов получиться. Важно запастить терпением и не сдаваться, даже если это занимает годы, а не пару месяцев.
В-третьих: всегда лучше не просто пользоваться возможностями, а самому создавать их. Это не зависит от того, являешься ли ты предпринимателем или работаешь на кого-то. Нужно подхватывать любой шанс добиться того, к чему стремишься, пока ими не воспользовались другие. А еще лучше эти шансы создавать.
Беседовала Мария Рагрина, июль 2012 года