Как попасть в ИТ, если ты гуманитарий: истории из жизни
Можно ли попасть в одну из самых желанных и высокооплачиваемых профобластей — информационные технологии, если у тебя гуманитарное образование и нет технического? У двух девушек, героинь этой статьи, такой поворот получился. Одна пошла работать в техподдержку, другая стала программистом, хотя окончили они обе гуманитарные факультеты.
Работа не по специальности сама по себе не редкость. По данным опроса, проведенного Службой исследований HeadHunter, 41% соискателей, получивших высшее образование, работают сейчас не теми, на кого учились.
Не во всякую профессию попадешь без диплома. В медицину и юриспруденцию, например, даже не будешь пытаться. А в информационные технологии? Программистов-самоучек немало. Но со стороны кажется, что для того, чтобы освоиться в этой сфере, нужно быть хотя бы технарем, уж точно не гуманитарием. Вот истории тех, кто пришел в ИТ с гуманитарным набором знаний. Правда, есть большое но: у одной героини за плечами, кроме гуманитарного факультета, физико-математическая школа. Другая выучила в вузе японский язык — возможно, после этого Java уже не казался таким уж сложным (хотя сама она считает, что языковедение ей вряд ли помогло).
Востоковед-программист
Анастасия, Java-разработчик в банке
В школе какое-то время я увлекалась информатикой, но потом у нас поменяли учительницу, стало скучно — и я ушла в сторону литературы, истории. У меня, можно сказать, гуманитарная семья, никто всерьез и не думал о том, чтобы я получила техническое образование.
Я абсолютно не разочаровалась в своем выборе ни к моменту выпуска, ни сейчас. Считаю, что получила прекрасное гуманитарное образование (история, культура, искусство), еще и с изюминкой. Да, я совсем не уверена, что диплом когда-либо пригодится мне в дальнейшем в работе, но это были отличные четыре года, я ни о чем не жалею.
После выпуска я год проработала младшим координатором отдела химии в японской международной торговой компании. Это была, по сути, менеджерская работа, и там главное было знать японский язык. Отдел занимался поставками полиметилметакрилата, наноалмазов, удобрений, пленок и много чего еще. Честно говоря, до конца я там так и не перестала пугаться японских названий все новых химических терминов. По содержанию работа была скучнейшая (всякие бумажные и административные дела), при этом со стрессами. Через год я отчетливо поняла, что в жизни надо что-то менять. Это было в 2018 году.
Первичный отбор включал тесты на память, повторение комбинаций, поиск алгоритмов. Для того чтобы их пройти, мне хватило школьной углубленной информатики и алгебры. Потом еще четыре недели мы нон-стоп решали разные задачи. Каждый день утром нам выдавалось от 10 до 20 задач, в том числе на написание кода, и вечером следующего дня нужно было сдать решение. Еще были групповые проекты и экзамены. В итоге я прошла и окунулась в совершенно новую специальность.
Полгода в школе мы изучали язык программирования С (Си). Сейчас на нем уже мало что пишут, этот язык считается достаточно низкоуровневым, но обучение на нем дало мне хорошую стартовую базу, основы работы с памятью, алгоритмическую подготовку и так далее. Где-то за месяц до окончания школы я начала учить более востребованный язык Java. С минимальными знаниями в Java прошла отбор на стажировку в Сбербанк, где хорошо подтянула этот язык и через несколько месяцев попала в штат. Сейчас работаю в одном из ИТ-отделов Сбербанка.
Не думаю, что за полгода возможно стать высококлассным специалистом, но я получила действительно много навыков и знаний и сильно прокачалась.
Я думаю, было бы несколько притянуто за уши сказать, что именно востоковедение помогло мне погрузиться в новую специальность. Конечно, изучение японского — тренировка для мозга. Плюс мне помогли такие полученные в университете навыки, как упорство, понимание дедлайнов и так далее. Но все же программист больше нуждается в логике, понимании алгоритмов, умении выстроить архитектуру.
Я еще не решила, стоит ли мне для этого вновь становиться студентом или достаточно самостоятельного изучения и каких-то курсов. На второй бакалавриат я вряд ли уже пойду, магистратура же дает не базовые, а специфические углубленные знания в конкретной направленности, и поступать туда после гуманитарного бакалавриата будет очень непросто. Но я еще думаю над этим.
Когда коллеги узнают, что я пришла в программирование из совершенно другой сферы, реагируют по-разному, но в целом никакого шока и тем более дискриминации я не встречала. Смена специализации, так бывает.
Политолог и специалист техподдержки
Елена, специалист техподдержки в ИТ-компании:
В 10-м классе я понятия не имела, кем хочу стать и как зарабатывать деньги. Школа, в которой я училась, была с физико-математическим уклоном, базовая при НИУ ВШЭ, у нас было много углубленной информатики и физики. Родители хотели, чтобы я пошла в техническую область. Но позже я выиграла муниципальную олимпиаду по обществознанию и после этого решила, что будет проще поступить на какую-нибудь гуманитарную специальность.
У меня не было особой цели поступить на какую-то конкретную специальность, но я очень хотела именно в Вышку. Сдав определенный набор экзаменов, я стала смотреть, на какой профиль там прохожу по баллам. Оказалось, что прошла на философию в московскую Вышку и на прикладную политологию в Санкт-Петербурге. Выбор пал на политологию, так как мне хотелось переехать в Санкт-Петербург и учебный план там был более разносторонний, чем на философском.
Помимо, собственно, политологии, мы изучали менеджмент, углубленный английский, экономику, математическую статистику, методы качественные и количественные, что дало мне разностороннюю базу. Уже к третьему курсу я поняла, что работать по специальности не пойду, но в выборе вуза и направления не разочаровалась.
За два года работы там я сильно выросла как специалист, многому научилась сама, переняла опыт у коллег. Я бы не сказала, что в ту компанию высокий порог вхождения, всё зависит от конкретного человека. Любому давали возможность учиться и развиваться, твои возможности зависели только от тебя.
Мне кажется, мое университетское образование во многом помогает мне в работе. За время учебы я научилась правильно распределять свое время, грамотно формулировать мысли и хорошо выстраивать коммуникацию. Это очень важно, когда тебе человек задает вопрос. Сначала надо в уме разложить сложный ответ по полочкам, потом объяснить простым языком, чтобы донести до клиента суть.
Я знаю не так много людей, которые без профильного образования занимают в ИТ высокие должности, это все-таки довольно сложно, но прецеденты есть. Сейчас я работаю в Эстонии, и здесь к этому отношение немного другое. В моей компании очень много людей с узкоспециализированным образованием, и, когда я говорю о своем политологическом образовании, у многих возникает недоумение. Модель европейского высшего образования отличается от российской, и у студента есть больше времени подумать, где он хочет учиться, и больше возможностей брать разные курсы во время обучения в университете и формировать свой учебный план самому. Поэтому многие из них, как мне кажется, учились там, где им действительно было интересно.